Учебный центр "СтартПлан"Курс "Как убедить инвестора вложить деньги в твой проект"

3 УРОК

Как заинтересовать инвестора в проекте?
6 главных критериев

Итак, Вы находитесь в стадии поиска инвестора. Периодически ходите на встречи с потенциальными партнерами (инвесторами), презентуете свой проект, отправляете предложение инвесторам на e-mail и т.п.

Как сделать так, чтобы Ваш проект заметили? Чтобы инвестор реально заинтересовался?

Чтобы убедить инвестора в рыночной адекватности и эффективности своего проекта, нужно понимать, на что обращает внимание инвестор при выборе объекта инвестирования.

На основании своего опыта общения с инвесторами, я собрала ТОП-6 основных критериев:

ТОП-6 КРИТЕРИЕВ ОТБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Команда

Стадия

Рынок

Условия

Выгода

Расчеты

КОМАНДА ПРОЕКТА

Самое главное для инвестора - это команда проекта. Да-да, не проект, не его супер-пупер эффективность и быстрая окупаемость, а команда. Те люди, которые будут этот проект реализовывать, которые будут стоять, так сказать, у руля. Вы сами, как инициатор проекта. Адекватны ли Вы вообще, как бизнесмен? Есть ли опыт в бизнесе? Есть ли опыт работы в сфере проекта? Если ли у Вас профессиональная опытная команда? Ведь любой самый хороший проект может загубить плохая команда. 

Так и сложный, рисковый проект сможет вытянуть хорошая профессиональная команда. Поэтому для инвестора очень важно кто Вы, и кто Ваша команда. Почему он должен отдать деньги именно Вам? А не кому-то другому с похожим проектом. Подумайте над этим вопросом. У Вас должен быть подготовлен на него конкретный ответ.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Большинство инвесторов предпочитают вкладываться в уже работающие,  растущие проекты. Но есть и те, кто вкладывается на ранних стадиях.

В любом случае, чем более проработан Ваш проект, тем больше у Вас шансов на привлечение инвестора.

РЫНОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА

Рыночные перспективы проекта. Здесь все: и рыночная актуальность проекта, и текущая динамика рынка, и его перспективы на ближайшие 3-5 лет. Ваш продукт или услуга должны быть востребованы рынком (это можно подтвердить полевыми исследованиями рынка, мини-запусками в сети Интернет и т.д.). Рынок должен быть на подъёме или иметь перспективы хорошего роста. 

Хорошо, если у Вас будет статистика, аналитика, официальные прогнозы или прогнозы экспертов рынка, которые подтверждают перспективность проекта. Тот факт, что Вы разбираетесь в рынке, понимаете его сезонность, сложность входа на рынок, риски, поднимает Вашу позицию в глазах потенциального инвестора. Если Ваш проект иметь возможность масштабирования на другие географические рынки, на другие целевые аудитории, то обязательно приведите эту информацию. Это преимущество будет Вам плюсом.

УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Для инвестора важно, сколько денег Вы хотите получить и на каких условиях. Будет ли это инвестиционный заём под проценты на определенный срок? Или Вы предоставите инвестору долю в бизнесе? Какую долю? Либо это будет смешанный вариант: часть денег в долг, часть денег в покупку доли в бизнесе.

Вы должны сами продумать и предложить инвестору подходящий вам вариант привлечения инвестиций. А уже в процессе (если инвестора заинтересует Ваш проект), вы совместно уже согласуете окончательные условия привлечения финансирования.

ВЫГОДНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ

Эффективность проекта для инвестора. Тут важно понять, что есть эффективность проекта в делом, и эффективность проекта для инвестора. И они отличаются! Почему? Инвестор получает от проекта не всю прибыль, а, как правило, только часть. Поэтому и эффективность проекта для инвестора, как правило, ниже, чем по проекту в целом. Значит, рассчитать нужно не только показатели экономической эффективности по проекту в целом, но и показатели эффективности для инвестора. 

Какие это показатели? Основные из них, это срок окупаемости инвестиций для инвестора, доходность вложений для инвестора на конец каждого года реализации проекта, среднегодовая доходность вложений для инвестора. Желательно, чтобы срок окупаемости проекта для инвестора не превышал 2-3 лет. А среднегодовая доходность вложений инвестора на конец рассматриваемого периода (обычно 3 или 5 лет, то есть на конец 3-го или на конец 5 года) превышала банковский процент по вкладам минимум в 2-3 раза.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРОЕКТА

Для инвестора важно, чтобы Ваш проект он мог оценить самостоятельно. У Вас как минимум должна быть финансовая модель проекта в Excel (фактически это расчетная часть бизнес-плана) и презентация проекта.

Просто на словах проект не воспринимается. Покажите инвестору серьезность Ваших намерений, продемонстрируйте деловой подход. А для этого нужны конкретный цифры, прогнозы, выводы.

Презентацию проекта не нужно делать объемной, достаточно 4-10 листов. 

Там должна быть представлена следующая информация:

  • краткое описание проекта (тезисно, без воды)
  • перспективы рынка
  • описание команды проекта (или инициатора)
  • бюджет проекта (сколько денег нужно) и условия привлечения финансирования
  • финансовые показатели проекта (динамика выручки и прибыли).
  • показатели экономической эффективности проекта + доходность проекта для инвестора
  • контакты для связи

Сделайте прозрачные расчеты проекта для инвестора в Excel

Для этого Вам понадобится:

шаблон финансовой модели в Excel,

пошаговая видео инструкция по расчетам,

готовые образцы бизнес-планов в Excel,

поддержка опытного наставника (поможет с расчетами и выводами)